ГлавнаяСтатьи

Монастыри к западу от Москвы по Волоколамскому и Новорижскому шоссе

  • Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь
  • Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
  • Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
  • Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Помимо собственных достопримечательностей, Москва окружена древними монастырями. Приглашаем вас посетить эти удивительные по красоте, религиозному и культурному значению места в рамках паломнических туров и индивидуальных поездок. В нашей гостинице вы можете  недорого забронировать номер, что делает доступным посещение столицы всей семьей.

    1) Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

    Наместник – игумен Феофилакт (Безукладников)
    Телефон паломнической службы: +7 (495) 994 - 61 - 70
    Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2, Монастырь
    Проезд: Электричкой от станций «Рижский вокзал» (станция метро Рижская) или «Тушино» (станция метро Тушинская) до станций Истра или Новый Иерусалим, далее можно воспользоваться автобусом или маршрутным такси, либо пешком дойти до остановки «Монастырь».

    От автобусной станции, располагающейся возле станции метро Тушинская рейсовым автобусом маршрута «м. Тушино – Истра» до остановки "Площадь-центр".

    Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь занимает одно из важнейших мест в русской истории и, особенно, – в истории русского православия. Основанный одной из центральных фигур русской православной веры XVII столетия, Святейшим Патриархом Никоном, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был призван воспроизвести на русской земле во всей значительности дух и суть Иерусалима Святой земли, находившегося во власти мусульманских владык, а потому почти недоступного русским паломникам.

    В основном строительство было завершено в период правления царя Федора Алексеевича, бывшего учеником и почитателем Никона, а официально освящен, как действующий, монастырь был по завершении строительства Воскресенского собора – в 1685 году, 18 января. Последней в архитектурном ансамбле стала церковь Рождества Христова, содержавшая также трапезные для паломников, построенная по указу царевны Софьи, церковь была освящена в 1692 году.

    В XVII, XVIII и XIX века монастырь, хоть и потеряв часть своего влияния, а также большую часть владений в ходе государственной секуляризации, продолжал оставаться важным местом паломничества и одной из центральных святынь русской православной веры. После утверждения советской власти Ново-Иерусалимский монастырь был частично разрушен и превращен в музей, затем, в 1941 году, почти уничтожен в ходе оккупации германскими войсками. С 1947 года велись восстановительные работы, а в 1994 году Новый Иерусалим был передан церкви, монастырь возобновил работу.

    2) Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

    Наместник – архимандрит Сергий (Воронков), до 2003 года митрополит Питирим (Нечаев)
    Телефон паломнической службы: +7 (985) 779 - 55 - 65
    Адрес: Московская область, Волоколамский район, с. Теряево, Иосифо-Волоцкий монастырь
    Проезд: От станции метро Тушинская автобусом до города Волоколамска или со станции «Тушино» до станции Чисмена на электричке, из города с автовокзала автобусом до села Теряево, далее пешком.

    Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, имеющий статус, как и Ново-Иерусалимский монастырь, ставропигиального, то есть подчиняющегося непосредственно патриарху, был основан в 1479 году и является одним из самых старых подмосковных монастырей.

    Основание монастыря связано с фигурой Иосифа Волоцкого – значимого православного религиозного деятеля XV века, причисленного к лику преподобных. Изначально монастырь основывался Иосифом Волоцким как место воплощения идеального монашеского братского общежития вдали от мирской суеты.

    Особенное значение Иосифо-Волоцкий монастырь получил в XVI веке, в его стены начали совершать паломничество многие люди простых сословий, а также представители высшего боярства и царской семьи. В то же время монастырь стал исполнять функции тюрьмы для еретиков, политических противников московских царей и военнопленных. В роли узилища монастырь использовался вплоть до наполеоновских войн, когда в 1812 году в нем содержались пленные из французской армии.

    Иосифо-Волоцкий монастырь не был разрушен с приходом советской власти, но был закрыт и исполнял функции детского дома. Существенные разрушения монастырь получил в 1941 году, сначала при отступлении Красной Армии, по занятии его немцами, а затем в ходе боев за освобождение святыни. Связанный с деятельностью митрополита Питирима, Иосифо-Волоцкий монастырь был передан русской церкви одним из первых в 1989 году.

    3) Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

    Настоятельница – монахиня Мария (Солодовникова)
    Телефон: +7 (495) 994 - 65 - 42, +7 (495) 994 - 65 - 97
    Адрес: 143591, Московская область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода
    Проезд: Электричкой с Рижского вокзала Москвы или со станции метро Тушинская до станции Нахабино (33 км). Затем автобусом №22 до остановки "Аносино" (14 км).

    Названный в честь святых Бориса и Глеба, обладающий статусом ставропигиального Аносин женский монастырь был основан в начале XIX века. Основательницей и первой игуменьей монастыря является княгиня Авдотья Мещерская, которая на свои средства организовала монастырь, приняла постриг и указом Александра I в 1823 году вступила в управление обителью. Авдотья Мещерская была родной теткой великого русского поэта Федора Тютчева.

    На протяжении XIX века Борисоглебский монастырь стал образцом женского монашеского послушания. Монастырь сумел продержаться десять лет при советской власти, и был закрыт в 1929 году.

    В 1992 году существенно пострадавший, полуразрушенный Аносин монастырь был возвращен русской православной церкви, а с 1999 года вновь начал функционировать, приняв в свои стены около трех десятков монахинь и шестьдесят трудников.

    Архитектурный ансамбль монастыря, центральным элементом которого является Троицкий собор, является образцом русского церковного зодчества XIX века в стиле зрелого классицизма.

    4) Саввино-Сторожевский Звенигородский монастырь

    Наместник – архимандрит Феоктист (Дорошко)
    Телефон паломнической службы: +7 (903) 274 - 01 - 21
    Адрес: 141096, Московская область, город Звенигород, улица Городок, 5
    Проезд: Электропоездом с Белорусского вокзала Москвы, а также автобусом №452 от станции Кунцево до города Звенигород, далее автобусом № 23 или № 51

    Саввино-Сторожевский Звенигородский монастырь имеет славную и знаменательную историю. Судьба обители неразрывно связана с судьбой царей. Звон главного колокола монастыря  по имени Благовестник ,  по свидетельству современников, был слышен в самой Москве,  а о чудесах,  которые происходили по молитвам святому ее основателю, знала вся Россия.

    • Основание монастыря

    У истоков  Саввино-Сторожевский обители стоит один из ближайших  учеников преподобного Сергий Радонежского – прославленный звенигородский чудотворец преподобный Савва Сторожевский.О происхождение св. Саввы – откуда он был родом и кто его родители – почти ничего не известно, согласно преданию, он происходил из знатного рода и оставил в миру значительное состояние. Совсем юным он пришел на Маковец, в обитель св. Сергия,  принял постриг, когда еще не достиг и 18 лет и был наречен в честь подвижника древности прп. Саввы Освященного. 

    После долгих лет монашеского служения прп. Сергий назначил его духовником обители. В 1392 году великий Игумен Русской земли отошел ко Господу, поручив обитель прп. Никону, но тот вскоре ушел в затвор.  Тогда же монастырская братия избрала прп. Савву наставником Троице-Сергиевой обители. Через 6 лет игуменства прп. был призван на новое служение.  1936 году князь Юрий Димитриевич  заложил Успенский собор, а в 1938 году пригласил прп. Савву в Звенигород для устроения нового монастыря и духовного окормления всего княжества.

    • За 20 лет до закладки Успенского Собора

    Вернемся на некоторое время назад, чтобы рассказать предысторию этого удивительного места.  В 1374 году у великого князя Димитрия (которого после Куликовской битвы 1380 года нарекут «Донским») в Переяславле родился сын. Мальчика крестил сам прп. Сергий, при крещении ему дали имя Георгий (Юрий). После кончины Димитрия Донского в 1389 году юный князь Юрий Дмитриевич получил Звенигородское княжество, которое за 35 лет его правления достигло небывалого расцвета. Все время князь находился в глубоком духовном общении с  великими православными святителями и подвижниками.

    В 1936 году, обнаружив в своих землях залежи белого камня, князь Юрий закладывает в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот собор считается самым древним из всех сохранившихся на Московской земле храмовых зданий. Собор расписывали лучшие иконописцы при участии тогда еще молодого монаха Андрея Рублева.

    И вот сюда, в Звенигородское княжество, был приглашен, спустя 2 года после закладки собора, в 1398 году прп. Савва.  Тогда этот город был оплотом, форпостом Москвы при нашествии всех непрошенных гостей с запада. Город был укреплен военными сторожами, располагавшимися на холмах левого берега Москва-реки. На одном из таких холмов и основал прп. Савва свой новый монастырь, получивший со временем имя Саввино-Сторожевского.

    Первый храм монастыря, построенный среди векового леса, был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы .  Строительство  шло быстро. Вокруг первого храма возникали все новые иноческие келии. Звенигородская земля становилась рубежом не только военной, но и духовной обороны Москвы. Впрочем военных тревог было тоже достаточно. По повелении своего брата, великого князя Московского Василия Дмитриевича, князь Юрий должен был отправится на войну с камскими булгарами. Как некогда и его отец - великий князь Димитрий Донской, взявший благословление на Куликовскую битву у св. Сергия Радонежского, князь Юрий пришел к своему духовному отцу, прп. Савве, чтобы взять благословление на этот военный поход.

    Господь поможет тебе, - сказал ему препопобный, - и врагов одолеешь, и, благодатью Божией останешься невредим. Эти слова оказались пророческими. Всего за три месяца князь Юрий с дружиной совершил дальний поход, взял многие города неприятеля, и с военными трофеями вернулся домой. И первым долгом пришел с благодарственным поклоном к своему духовнику, другу и молитвеннику. А прп. Савва, спасаясь от растущей людской славы и ища монашеского уединения, выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в овраге речки Разводни, и когда только мог, уходил туда молится. Его праведная кончина пришлась на 3 декабря 1406 года. Ему было около 80 лет, из них 60 он прожил в монашеском подвиге.

    забронировать